Подготовительный
этап работы по проекту сопровождался проведением обширного анализа всей системы
учебно-воспитательного процесса школы, который выявил наиболее острые проблемы
школы, выраженные в таких показателях, как:
·Снижение познавательной активности обучащихся в
период обучения в средних классах;
·Большое количество обучающихся, имеющих пропуски
учебных занятий без причины;
·Отход родителей от проблем школы;
·Недостаточная мотивированность родителя, социума к совместной
деятельности для устранения данных проблем;
По итогам
проведенного анализа были проведены серии проблемных и тематических педсоветов
и семинаров, что способствовало включению части педагогов в процесс внедрения
инноваций.
Первый год работы над проектом.
Несмотря на
то, что необходимость изменений в УВП школы осознавалась практически всеми
педагогами школы, на деле оказалось, что не все методически и мотивационно были
готовы к внедрению инноваций. Поэтому основной задачей работы первого года
стала работа по созданию условий для исследовательской, инновационной
деятельности среди самих педагогов: приглашение лекторов ИПКРО, ЯГУ в школу;
участие педагогов школы в различных профессиональных конкурсах.Разработана система мер, стимулирующих обучающихся, педагогов,
родителей к совместной деятельности.
На сегодняшний
день все педагоги школы более или менее включились в инновационный процесс.
Для выявления гражданского
образовательного заказа населения были проведены форумы общественности
«Формирование общественного заказа», в котором приняли участие все слои
населения, независимо от возраста. Былисозданы целевые группы «Руководители предприятий», «Ветераны», «Женсовет»,
«Родители», «Учащиеся», «Дополнительное образование», «Молодежь», которые
обсуждали проблемы образования и воспитания и вносили свои предложения. По
итогам проведенных форумов было выявлено: многие родители пересмотрели свое
отношение к воспитанию детей. Если раньше считали, что воспитанием должна
заниматься в первую очередь школа, то сейчас наступило время подумать, как
самим помочь школе обучать и воспитывать детей. Исходя из проблем, поставленных
на форуме, пришли к выводу, что надо подумать о новых формах взаимодействия
школы и социума и призвали все предприятия и организации наслега принять
активное участие. Была проведена конференция отцов,создан «Совет отцов».
На 1 этапе
работали целевые группы:
Руководители предприятий – отв.Лотова Л.Д.,
Блахирова В.В.
Ветераны – отв.Антоева Р.Д., Оготоева А.С.
Женсовет – отв.Сорова Г.Г., Халыева А.В.
Родители – отв.Халыева М.П., Кривошапкина В.С.
Учащиеся – отв.Павлов Андриан, Захарова Л.Р.
Дополнительное образование – отв. Дьяконова В.И.,
Федорова Л.Д.
Молодежь –
отв.Васильева М.Е., Гоголева Е.И.
Все группы
работали над следующими проблемами, выявленными заранее:
ØТрадиции наслега
ØЭкологические
ØСоциальные
ØКоммуникативные
ØУправленческие
ØСемейные
ØДуховные
Группы
составили свои проекты, взгляды, предложения на решение данных проблем и на 2
этапе создали группы по этим проблемам (из каждой целевой группы представляли
свои решения данных проблем). В итоге разработали совместные программы для
решения ключевой проблемы образования в
наслеге: недостаточная
мотивированность родителя, социума к совместной деятельности. Социальная разобщенность населения приводит к тому, что
родители живут собственными проблемами, проблемами своего предприятия, но не
только проблемами детей. Отсюда неустроенность, заброшенность детей, пропуск
уроков, занятий, пробелы в знаниях, и, как следствие – неустроенность молодежи
в жизни.
·Нужна сплоченность всех в решении главной
проблемы: спасти молодежь от пьянства, помочь им устроиться в жизни. Нужна
сильная социально-психологическая служба.
·Совместная разработка подпроектов и программ по
выявлению, развитию и поддержке культурно-образовательных инициатив. (Привлечение
родителей, общественности в совместную деятельность по внедрению проекта)
Положительные
моменты данного этапа:
- теоретическое изменение
традиционных подходов к обучению и воспитанию, стилю общения с обучающимися;
- повышение активности педагогов
в распространении своего опыта работы на различном уровне;
- повышение мотивации социума к
совместной деятельности со школой.
Отрицательные
моменты этапа:
- не всегда теоретическое
понимание внедрения инноваций сопровождается практическим применением идей;
- недостаточная мотивация и
заинтересованность в качественном проведении межпредметных и надпредметных
курсов для обучающихся;
Итог работы: кандидат на статусреспубликанской экспериментальной площадки.
Второй и третий год работы.
На следующем проектном этапе мы
должны были сделать так, чтобы ученикам было интересно в школе, чтобы они стали
более активными. Для этого мы изучили их потребности и интересы, обратились за
помощью к родителям. Ведь родитель знает своего ребенка как никто другой. Были
составлены совместные проекты, и для их реализации стали привлекать самих
родителей, а также всех заинтересованных лиц: совет ветеранов, молодежную
организацию села, женсовет, руководителей предприятий и т.д. Создан
общественный совет по координации взаимодействия субъектов социума – участников
культурно-образовательных инициатив.
Но отсутствие
своего спортивного зала, нехватка кабинетов, затрудненность организации
деятельности в школе в течение дня из-за отсутствия нормальных условий
оказывают негативное влияние на посещаемость внеаудиторных занятий и занятий
дополнительного образования.
Проводится работа по поиску и разработке
определенных методик мониторинга и коррекции образования.
Со стороны школы создаются условия для реализации образовательного
заказа (научно-методическое и социально-психологическое обеспечение
эксперимента). Составлены договоры с ХПЛ (о проведении уроков физкультуры и
спортивных мероприятий в спортзале лицея), Центром отдыха (о проведении
досуговых мероприятий школы), с сельской столовой (об аренде помещения для
школьной столовой).
Дальнейшая работа по реализации проекта.
В 2007-2008-2009
учебных годах школа работает над организацией и введением
общественно-государственного управления образованием. В марте 2008 года
решением общего собрания родителей принято решение о создании школьного
управляющего совета (ШУС). Принято Положение о ШУС. ШУС является коллегиальным
органом управления, представляет интересы всех участников образовательного
процесса, реализует принцип государственно-общественного характера управления
образованием, имеет управленческие полномочия по решению ряда вопросов
функционирования и развития ОУ (принимает участие в процессе УВР, также
распределяет стимулирующую часть ФОТработников школы.). Состоит из 13 человек: директор школы, 4 родителя, 3
учителя, 2 обучающихся, представитель учредителя – 1 человек, кооптированные
члены – 2 человека.